Положение о психолого-педагогическом сопровждении участников образов отношений в МБОУ СОШ с.Виноградное


Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и
профессионального маршрута, нарушение эмоционально-волевой сферы,
проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся,
родителей (законных представителей), педагогических работников.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается
основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении
всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую
очередь это касается учителей, администрации школы и родителей
обучающихся, принимающих участие в программе психологического
сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса
сопровождения, что согласуется с принцип открытого образования, а также, в
свою очередь, делает всех заинтересованных лиц активными участниками.
1. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование
всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного
процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка
Вместе с тем направляющая функция предусматривает, что ведущей
(направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной
компетенции становится педагог-психолог школы.
2. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор
действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые
становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция
обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других
педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические
работники используют в практике работы развивающие технологии обучения
и воспитания. Функции психолого-педагогического сопровождения
обеспечиваются компонентами сопровождения, среди которых выделяются
профессионально-психологический и организационно-просветительский.
3. Профессионально-психологический компонент сопровождения
представлен системной деятельностью педагога-психолога,
использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционноразвивающей деятельности. В практической деятельности педагогапсихолога личность ребенка изучается только с целью оказания
психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший
императив гуманистической психологии: «Ребенок не может быть
средством― он всегда цель психологического сопровождения».
4.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает
единое информационное поле для всех участников психологического
сопровождения, а также анализ и актуальную оценку системы
сопровождения. Данный компонент реализуется в деятельности педагогапсихолога через осуществление просветительской работы с родителями,
педагогами и администрацией школы, при этом используются
разнообразные формы активного взаимодействия всех участников. Анализ

и оценка существующей системы сопровождения делает возможным
развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие
характеристики ―открытость и развивающий характер.
5. Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на
основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманности предполагает отбор и использование гуманных,
личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях
методов психологического взаимодействия.

Принцип превентивности обеспечивает переход от принципа «скорой
помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
возникновения проблемных ситуаций.

Принцип научности отражает важнейший выбор в пользу практических
научных методов диагностики и коррекции развития личности обучающихся.

Принцип комплексности подразумевает организацию различных
специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении
задач сопровождения: классных руководителей, учителей-предметников,
педагога-психолога, администрации и других участников образовательного
процесса.

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится
не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к
саморазвитию.

Принципы
коллегиальности
и
диалогового
взаимодействия
обеспечивают совместную деятельность субъектов психологического
сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного
уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программ.

Принцип
системности
предполагает,
что
психологическое сопровождение носит непрерывный характер и
выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит
внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в
области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных
компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и
методов психологического взаимодействия и обеспечивает необходимость их
отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для
ребенка.
6.
Уровни
психолого-педагогического
сопровождения:
индивидуальный; групповой; на уровне класса; на уровне школы. Формы
сопровождения:
консультирование;
диагностика;
коррекционноразвивающая работа; профилактика; просвещение.
7. Направления психолого-педагогического сопровождения. Определение
его готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе.

Развитие учебной и познавательной мотивации. Развитие самостоятельности
и самоорганизации. Развитие творческих способностей. Психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный
период (1,5класс). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
«группы риска».
Психологическое просвещение всех участников
образовательного процесса. Мониторинг возможностей и способностей
обучающихся. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными
потребностями. Дифференциация и индивидуализация обучения. Сохранение
и укрепление психологического здоровья. Обеспечение осознанного и
ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
8. Психолого-педагогическое обеспечение включает:

Дифференцированные условия (оптимальный режим учебных
нагрузок);

Психолого-педагогические
условия
(коррекционно-развивающая
направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных
особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);

Специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
дифференцированное индивидуализированное обучение с учетом специфики
развития
ребенка;
комплексное
воздействие
на
обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятиях);

Здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психических перегрузок обучающихся).
9. Субъекты системы психологического сопровождения и их
характеристика. Под субъектами психологического сопровождения
понимаются специалисты, различные службы и сами учащиеся, активно
взаимодействующие в процессе реализации функций психологического
сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их
функции в области сопровождения:
Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе
психологического сопровождения:

Утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные
документы, регулирующие деятельность субъектов в системе
сопровождения;

Контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее
ресурсное обеспечение;


Обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов
сопровождения по результатам работы;

Осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы
сопровождения;

Распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планировании деятельности системы сопровождения также участвуют
заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, педагогпсихолог.
Заместители директора по УВР и ВР обеспечивают:
 организацию условий обучения (распределение нагрузки, составление
расписания занятий, организация режима обучения вовремя
адаптационных периодов);
 контроль за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с
учителями, мониторинг качества обучения);
 организацию
производственных
совещаний,
заседаний
МО,
обучающих семинаров.
Педагог-психолог. Всю деятельность в рамках системы сопровождения
осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и
направлениями
деятельности
консультирование;
просвещение;
профилактика; коррекционно-развивающая деятельность; диагностика.
1) Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
переходный период (1,5 класс). Мониторинг развития психических
интеллектуальных процессов учащихся. Ознакомление с результатами
диагностики администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
Представление результатов на семинарах, педагогических советах,
совещаниях. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и
их родителей. Просветительская и консультационная деятельность с
учителями.
2)
Мониторинг
возможностей
и
способностей
обучающихся.
Диагностический минимум. Углубленная психодиагностика: исследование
особенностей познавательной деятельности; изучение личностных
особенностей учащихся и системы их взаимоотношений.
3) Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности Исследование и диагностика
особенностей личности учащихся 9 класса, их образовательные потребности
и профессиональные интересы. Организация информационной работы с
родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с
ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального,
среднего и высшего образования. Проведение коррекционно-развивающих
занятий.

4) Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Сохранение и укрепление психологического здоровья. Просветительская и
профилактическая работа с учащимися. Организация семинара для учителей
по вопросам современной педагогической психологии.
Учителя-предметники: участие в проведении родительских собраний;
проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников,
имеющих сложности в обучении; проведение индивидуальных консультаций
для учеников, имеющих трудности в обучении; реализация школьной
программы по формированию универсальных учебных действий; участие в
работе МО; семинарских занятиях, конференциях.
Классные руководители: организация воспитательной работы с классным
коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и
воспитательных мероприятий); организация работы с родителями
(планирование, проведение тематических родительских собраний, лекций);
проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам
обучения и воспитания учащихся; несет ответственность за организацию
взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, администрация),
руководствуясь ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 42;
проведение педагогической диагностики; проведение профилактических
программ для учащихся.
10. Критерии
эффективности
реализации
модели
психологопедагогического сопровождения. Эффективность психологического
сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности
учащихся и формирование коммуникативных навыков компетентности. В
качестве
критериев
эффективности
сопровождения
выделяются:
педагогическая эффективность, которая связана с соответствием личности
обучающегося и уровня его достижений постановленным педагогическим
задачам в условиях внедрения ФГОС, а также психологическая и
медицинская
эффективность.
В
качестве
педагогических
задач
рассматриваются и диагностируются: отсутствие неуспевающих учащихся;
профессиональное самоопределение; активное участие обучающегося в
общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне еѐ;
бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками; отсутствие конфликтов
с педагогами.
К психологической эффективности относятся субъективное ощущение у
учащегося комфорта и уверенности в школе; адекватная самооценка;
сформированность Я-концепции личности; оптимальное развитие
способностей и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Медицинская эффективность связана с сохранением психического и
физического здоровья детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».