Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями); Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников. Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принцип открытого образования, а также, в свою очередь, делает всех заинтересованных лиц активными участниками. 1. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка Вместе с тем направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы. 2. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания. Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечиваются компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский. 3. Профессионально-психологический компонент сопровождения представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционноразвивающей деятельности. В практической деятельности педагогапсихолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: «Ребенок не может быть средством― он всегда цель психологического сопровождения». 4. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также анализ и актуальную оценку системы сопровождения. Данный компонент реализуется в деятельности педагогапсихолога через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики ―открытость и развивающий характер. 5. Принципы модели психолого-педагогического сопровождения: Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. Принцип гуманности предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Принцип превентивности обеспечивает переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Принцип научности отражает важнейший выбор в пользу практических научных методов диагностики и коррекции развития личности обучающихся. Принцип комплексности подразумевает организацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, администрации и других участников образовательного процесса. Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обеспечивают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обеспечивает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка. 6. Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальный; групповой; на уровне класса; на уровне школы. Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционноразвивающая работа; профилактика; просвещение. 7. Направления психолого-педагогического сопровождения. Определение его готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе. Развитие учебной и познавательной мотивации. Развитие самостоятельности и самоорганизации. Развитие творческих способностей. Психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (1,5класс). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями. Дифференциация и индивидуализация обучения. Сохранение и укрепление психологического здоровья. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности. 8. Психолого-педагогическое обеспечение включает: Дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок); Психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); Специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное индивидуализированное обучение с учетом специфики развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятиях); Здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психических перегрузок обучающихся). 9. Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика. Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами учащиеся, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функции в области сопровождения: Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения: Утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов в системе сопровождения; Контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение; Обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы; Осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения; Распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения. В планировании деятельности системы сопровождения также участвуют заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, педагогпсихолог. Заместители директора по УВР и ВР обеспечивают: организацию условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения вовремя адаптационных периодов); контроль за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения); организацию производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров. Педагог-психолог. Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности консультирование; просвещение; профилактика; коррекционно-развивающая деятельность; диагностика. 1) Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (1,5 класс). Мониторинг развития психических интеллектуальных процессов учащихся. Ознакомление с результатами диагностики администрации, педагогов, родителей, самих учащихся. Представление результатов на семинарах, педагогических советах, совещаниях. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их родителей. Просветительская и консультационная деятельность с учителями. 2) Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Диагностический минимум. Углубленная психодиагностика: исследование особенностей познавательной деятельности; изучение личностных особенностей учащихся и системы их взаимоотношений. 3) Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9 класса, их образовательные потребности и профессиональные интересы. Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования. Проведение коррекционно-развивающих занятий. 4) Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Сохранение и укрепление психологического здоровья. Просветительская и профилактическая работа с учащимися. Организация семинара для учителей по вопросам современной педагогической психологии. Учителя-предметники: участие в проведении родительских собраний; проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении; проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении; реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий; участие в работе МО; семинарских занятиях, конференциях. Классные руководители: организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий); организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний, лекций); проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся; несет ответственность за организацию взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, администрация), руководствуясь ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 42; проведение педагогической диагностики; проведение профилактических программ для учащихся. 10. Критерии эффективности реализации модели психологопедагогического сопровождения. Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формирование коммуникативных навыков компетентности. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются: педагогическая эффективность, которая связана с соответствием личности обучающегося и уровня его достижений постановленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС, а также психологическая и медицинская эффективность. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются: отсутствие неуспевающих учащихся; профессиональное самоопределение; активное участие обучающегося в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу; отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне еѐ; бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками; отсутствие конфликтов с педагогами. К психологической эффективности относятся субъективное ощущение у учащегося комфорта и уверенности в школе; адекватная самооценка; сформированность Я-концепции личности; оптимальное развитие способностей и, как следствие, профессиональное самоопределение. Медицинская эффективность связана с сохранением психического и физического здоровья детей.