Учебный план начального общего образования (1-4 кл.) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Виноградное на 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи образовательной организации Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа с.Виноградное (далее - учебный план) является частью образовательной программы, соответствующей ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), разработан с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно- эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685- 21, фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, направлен на достижение поставленных в ней целей и предусматривает решение следующих основных задач: — обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; — обеспечение доступности получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; — социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов. Таким образом, результаты освоения в части реализации общеобразовательных программ на уровне образования: - начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Ожидаемые результаты Начальное общее образование (1-4 классы) – достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в МБОУ СОШ с.Виноградное, конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников. Особенности и специфика МБОУ СОШ с.Виноградное 1,2 классы реализуют федеральный государственный стандарт начального общего образования. Реализуемые основные общеобразовательные программы МБОУ СОШ с.Виноградное осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательной программы начального общего образования: - начальное общее образование (срок освоения 4 года). Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план школы составлен на основе: Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20); Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685- 21); Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее Федеральный перечень учебников); Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Режим функционирования образовательной организации Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и Уставом МБОУ СОШ с.Виноградное. Продолжительность учебного года для 1 классов составляет 33 учебные недели, для 2-4 классов 34 учебные недели. В 1- 4 классах учебный год делится на четверти. Продолжительность учебной недели в 2-4 классах составляет 6 дней. Максимальная допустимая нагрузка обучающихся (СП 2.4.3648-20 СанПиН 1.2.3685-21): классы 1 2-4 дневная учебная неделя 21 26 Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5 – дневной учебной неделе в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 30 минут каждый, в ноябре – декабре - по 4 урока по 30 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый); - организуется в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Начало занятий: 9:00 часов. Продолжительность учебного занятия для обучающихся во всех классах составляет 40 минут. Занятия по программам дополнительного образования планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, между началом дополнительных занятий и последним уроком организуется перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Затраты времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам): 2 - 3 классы - 1,5 ч., 4 – е классы- 2 ч.. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень. Для реализации учебного плана 2 - 4 классов используется УМК "Школа России": Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г.; Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.; Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.; Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.; Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.; музыка. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; Кубановедение. Еременко Е.Н.; Технология. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.; Физической культуры А.П. Матвеев 1-4 классы, ОРКСЭ А.В. Кураев. Особенности учебного плана Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.Виноградное языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Учебный предмет "Физическая культура" изучается в режиме - 2 часа в неделю. Региональная специфика учебного плана Региональной спецификой учебного плана, с целью систематизации знаний учащихся о РСО-Алания, выявления особенностей развития региона, формирования духовной культуры, создания целостного представления об Осетии как самобытной части России. В 1-4 классах ведение курса История и география Осетии реализуется через изучение в учебном предмете «Окружающий мир», курсе внеурочной деятельности «История родного края». В 1 - 4 классах (в группах на параллели классов, разновозрастных группах) в рамках урока физкультуры или внеурочной деятельности вводятся занятия «Шахматы» в объеме 0,5 часа в неделю. В рамках участия в Федеральном проекте «Повышение финансовой грамотности и развития финансового самообразования в Российской Федерации» школа участвует в реализации регионального проекта «Основы финансовой грамотности». Обучение финансовой грамотности осуществляется в рамках курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в объеме 1 час в неделю в 1-4 классах. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, обеспечивается за счет физминуток, организованных подвижных игр на переменах, внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья, самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клуба, по отельному расписанию школьного спортивного клуба. В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 для учащихся первых классов в середине ученого дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут. Деление классов на группы При изучении предмета иностранный язык (английский), родной язык, осуществляется деление учащихся на подгруппы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, реализуются следующим образом: - изучение учебного предмета «Информатика» – 1 час в 2-3 классе введен за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса. -изучение учебного предмета «Шахматы» - 1 час в 2-4 классе введен за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса. - усиление учебного предмета «Физическая культура» - 1 час в 2-4 классе введен за счет часов внеурочной . В связи с тем, что в 1- 4 классах ОБЖ не преподается как отдельный учебный предмет, с целью реализации формирования у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности, программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» реализуется через учебный предмет «Окружающий мир» и средствами модулей Рабочей программы воспитания «Классное руководство» и «Профилактика и безопасность». УЧЕБНЫЙ ПЛАН (недельный) МБОУ СОШ с. Виноградного Моздокского района РСО - Алания на 2023–2024уч. год (Разработан на основе федерального учебного плана начального общего образования (1 кл -5-дневная учебная неделя, 2-4 кл – 6-дневная учебная неделя с изучением родного языка, вариант 4) Предметная область УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ классы 1 кл 2 кл обновл. обновл. ФГОС ФГОС 3 кл 4 кл всего 20 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 Литературное чтение 3 3 3 3 3 3 3 3 - 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2* 8 1 1 Родной язык и Родной язык (осетин.) литературное чтение на родном языке Иностранный язык Иностранный (английский, немецкий) язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир (*История естествознание Осетии) (окружающий мир) Основы религиозных Основы религиозных культур и культур и светской светской этики этики Искусство Музыка Изобразительное искусство - 12 12 0,5 1 1 1 3,5 0,5 1 1 1 3,5 Технология Технология (труд) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 21 2 24 2 2 24 2 2 25 1 8 94 1 1 1 1 1 3 Итого: обязательная нагрузка учащихся Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Дополнительные Информатика учебные предметы шахматы 0 5 2 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 693 884 884 884 3345 21 26 26 26 99 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется с помощью содержательной качественной характеристики, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: стартовые и итоговые проверочные работы, тестовые диагностические работы, текущие проверочные работы, "портфолио" ученика. Решением об успешном освоении программы учащихся 1 классов являются результаты выполнения итоговых работ (мониторинга) не менее 50% заданий базового уровня. Оценивание общеучебных умений и навыков осуществляется со 2 четверти 2-го класса по всем предметам учебного плана, за исключением ОРКСЭ, который в соответствии с ООП НОО не предполагает балльного оценивания. На страницах «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» (конец учебного года 4 класса предмет ОКРСЭ) делается запись «осв.» -освоил(а), что является показателем освоения программного материала и основанием для решения педагогического совета о переводе в следующий класс. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов организована в соответствии с Положением о формах, периодичности контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года. Форма и график проведения промежуточной аттестации определяется ежегодно на педагогическом совете школы (график оценочных процедур). Промежуточная аттестация обучающихся школы проводится по всем учебным предметам учебного плана. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов, форма, сроки проведения) доводится посредством размещения на официальном сайте образовательной организации. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана.