1 Целью самообследования является анализ деятельности МБОУ СОШ с.Виноградное за 2022 год. Ниже приводятся структура отчета о результатах самообследования и формы приложений с вариантами анализа качества подготовки и соответствия еѐ установленным требованиям. Отчет представляется в текстовой и табличной форме в соответствии с решением образовательного учреждения. При использовании табличной формы возможны текстовые сноски и пояснении. Объем отчета не лимитирован. Содержание: 1. Общие сведения об образовательном учреждении. 2. Условия организации образовательного процесса. 3. Сведения о составе и квалификации административных, педагогических кадров. 4. Система управления ОУ. 5. Организация образовательного процесса 6. Качество подготовки выпускников. 7. Организация воспитательной работы. 8. Внутришкольный контроль. 2 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1 Полное наименование в соответствии с уставом Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа с.Виноградное 1.2.Адрес юридический _363713,РСО-Алания, Моздокский район, с.Виноградное, ул.Советская 63 фактический_363713,РСО-Алания, Моздокский район, с.Виноградное, ул.Советская 63 1.3.Телефон __________8-867-36-54-1-81________________________________________ Факс ________________________________________________ е-mail _________vinogradnoe@list.ru___________________ 1.4.Устав ____________утвержден 08.12.2015 г.___________________________________ 1.5.Учредитель __Администрация местного самоуправления Моздокского района 1.6.Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе 15 № 000042568 07 июня 2002 г. ИНН1510011876 (серия, номер, дата постановки, ИНН) 1.7. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц __________15 № 000644526 19 мая 2006 г.___________ 1.9.Свидетельство о праве на имущество ___15 АЕ №740598,__20 сентября 2006 г, Управлением Федеральной регистрационной службой по Республики Северная Осетия-Алания (серия, номер, дата, кем выдано) 1.10.Лицензия на право ведения образовательной деятельности__15 Л01 №0001034 18 марта 2015 г. __ Министерством образования и науки Республики Северная осетия-Алания__ (серия, номер, дата) 1.11.Свидетельство о государственной аккредитации _15 А 01 № 0000075 до 26 декабря 2025 г. (серия, номер, срок действия) 1.12.Филиалы (структурные подразделения)____________нет________ (местонахождения, телефоны) 1.13. Виды локальных актов учреждения регламентирующих деятельность учреждения: - должностными инструкциями; - трудовыми договорами (эффективными контрактами) с работниками; - правилами внутреннего трудового распорядка; - правилами охраны труда, противопожарной безопасности; - инструкциями по безопасности в учебных кабинетах; - приказы и распоряжения директора школы; - решения педагогического совета школы. 1.14.Программа развития учреждения ( срок действия) 2018 – 2023 гг. 2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1.Тип здания _типовое, 1967 год___ ( типовое, приспособленное, год постройки) 2.2.Год создания учреждения ______1896г.___ (реквизиты документа о создании учреждения) 2.3.Приусадебный участок (подсобное хозяйство)___1500 кв.м.,выращивание с/х культур и проведение эксперементального курса по ОХСП с обучающимися 9 класса (площадь, направление деятельности) 3 2.4.Предельная численность __536 в две смены__ Реальная наполняемость____248_ (по лицензии) ( по комплектованию) 2.5.Учебные кабинеты: Количество____________28___ Из них специализированные кабинеты ________4___ 2.6.Материально- техническая база учреждения: Наименование объекта Количес тво мест Площадь Количество единиц ценного оборудования Столовая 60 172 кв.м. 5 Актовый зал 120 172 кв.м. 0 Библиотека 8 66 кв.м. 1 Лаборатория по физике 15 кв.м. 78 Лаборатория по химии 15 кв.м. 21 Компьютерный класс 14 48 кв.м. 22 Спортивный зал 30 172 кв.м. 17 7200 кв.м. 766 кв.м. 12 Летний стадион Предметные кабинеты - 28 2.7. Информация образовательного процесса Наименование показателя Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Internet.Кбит/сек Количество Internet-серверов Наличие локальных сетей в ОУ Количество терминалов, с доступом к сети InternetКоличество единиц вычислительной техники (компьютеров): -всего -из них используются в образовательном процессе Количество классов, оборудованных мультимедиа проекторами Фактическое значение 50 Мбит/сек Количество интерактивных комплектов с мобильными классами Другие показатели 9 1 Да 71 63 15 2.8. Библиотечно-информационное оснащение образовательного процесса Наименование показателя Фактическое значение Книжный фонд Доля учебников (%) в библиотечном фонде Обеспеченность учебниками (%) Доля методических пособий (%) в библиотечном фонде, в т.ч. не старше5 лет 19382 41,2% 8387 100% 0,9 % 154 4 Художественная литература 57,9 % 10841 2.9 Медико-социальные условия пребывания участников образовательного процесса Наименование показателя Фактическое значение Наличие медицинского кабинета да Оснащенность (единицы ценного оборудования) 23 3. Сведения о составе и квалификации административных и педагогических кадров. 3.1.Сведения об административных работниках Должность Ф.И.О.(полностью) Директор Цугкиев Таймураз Васильевич Заместител и директора Гогичаева Нази Владимировна, Кусраева Нонна Алексеевна, Тадтаева Жанна Сандроевна Образование, специальность по диплому,общий педагогический стаж Высшее,преподавате ль истории и обществознания 35 лет Высшее, учитель математики 40 лет Высшее, учитель ИКТ 29 лет Высшее, учитель иностранного языка 42 года Стаж административной работы Квалификационная категория по административной работе общий В данном учрежде нии 20 20 I 19 19 I 2 2 I 14 14 1 3.2.Сведения о педагогических работниках (включая административных и др. работников, ведущих педагогическую деятельность) Показатель Укомплектованность штата педагогических работников (%) Педагогические работники - всего - из них внешних совместителей Вакансии (указать должности)— 5 Количество 29 100 29 2 0 100 6,9% 0 % Образовательный уровень педагогических работников с высшим образованием 23 79,3 с незак. высшим образованием со средним специальным образованием С общим средним образование кандидата наук 1 3,45 5 17,24 0 0 Педагогические работники, имеющие ученную степень Педагогические работники, прошедшие курсы повышения квалификации за последние 5 лет Педагогические работники, всего имеющие квалификационную категорию высшую первую соответствие 0 0 29 100 % 1 9 18 3,45 % 3,45 % 93,1 % Состав педагогического коллектива учитель 29 100 % мастер производственного обучения социальный педагог учитель - логопед педагог-психолог педагог – дополнительного образования педагог - организатор 0 0 0 0 1 0 0 0 3,45% 0 0 0 др. должности(указать наименование) 1-5 лет 2 10,3% 5-10 лет свыше 20 лет 1 26 3,5% 86,2% 14 3 46,5 10,35% Состав педагогического коллектива по стажу работы Педагогические работники пенсионеры по возрасту Педагогические работники, имеющие государственные и ведомственные награды, почетные звания 3.3 Средняя недельная нагрузка на одного педагогического работника__22,0_________ 3.4.Средняя заработная плата педагогического работника___28458 рублей__________ 3.5.Количество педагогических работников, работающих с детьми, требующими педагогической коррекции __0__, из них прошли курсовую подготовку_____0_____. 3.6.Участие в профессиональных педагогических конкурсах Год Ф.И.О. Занимаемая Наименование Район, город, Результат должность конкурса край нет 6 Все сотрудники ОУ Принимаются на работу по заявлению и заключением трудового договора ( Эффективного контракта ). При приеме на работу, работника знакомят с должностными инструкциями, один экземпляр которых выдается ему на руки, а также он проходит все положенные виды инструктажей по технике безопасности под роспись. Все должностные инструкции и инструкции по технике безопасности согласуются с профсоюзным комитетом и утверждаются директором школы. 4. Система управления организацией Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения; школьного питания. Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий 7 организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных методических объединения: 1. общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 2. естественно-научных и математических дисциплин; 3. объединение педагогов начального образования. В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет старшеклассников и Совет родителей. По итогам 2022 года система управления Школой оценивается как удовлетворительное, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В 2022 году в системе управления сохранялись организационные изменения в связи с дистанционной работой и обучением, также как в 2020 и в 2021гг. В перечень обязанностей заместителя директора по УВР добавили организацию контроля за созданием условий и качеством дистанционного обучения. Определили способы, чтобы оповещать учителей и собирать данные. Большое значение для функционирования школы имеет сайт. Адрес сайта: vinogradnoe.mozdokschool.ru. На сайте имеется раздел «Сведения об образовательном учреждении», в котором размещены учредительные, нормативно-правовые документы. Размещается актуальная новостная информация для учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также информация по основным направлениям деятельности школы как в обычном режиме, так и в условиях дистанционного обучения. Также организована обратная связь, электронный прием документов на зачисление в ОУ. В рамках программы «Здоровое питание» на сайте регулярно осуществляется: ежедневное размещение меню школьной столовой для информирования участников образовательного процесса и контролирующих органов. Таким образом, сайт является важным элементом формирования имиджа школы. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1.Данные о контингенте обучающихся (воспитанников), формах обучения по состоянию на __________ Показатель Количество % Классы (группы) – всего 16 100 Обучающиеся – всего 246 100 в том числе: занимающихся по базовым общеобразовательным программам 246 100 занимающихся по программам дополнительной (углубленной) 0 0 подготовки занимающихся по специальным (коррекционным) образовательным программам (указать вид) Обучающиеся, получающие очное 246 100 образование по формам очно – заочное (вечернее) 0 0 заочное 0 0 семейное 0 0 экстернат 0 0 Воспитанники детских домов, интернатов, 0 0 Дети - инвалиды 3 1,2 8 Дети группы риска 0 0 4.2. Режим работы учреждения Продолжительность учебной недели - 6 дней. Количество занятий в день (минимальное и максимальное) для каждой ступени: I ст - 4,5 уроков II ст - 4,6 уроков III ст - 6,7уроков. Продолжительность перемен (минимальная, максимальная) 15, 20. Сменность занятий: Смена Классы (группы) Общее количество обучающихся в смене 1 смена 16 246 6. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Статистика показателей за 2020–2022 годы № п/п Параметры статистики 1 2 3 4 На конец 2022 года 2019–2020 2020–2021 2021–2022 учебный год учебный год учебный год Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: 272 268 238 246 – начальная школа 121 120 103 101 – основная школа 139 132 122 133 – средняя школа 12 16 13 12 – начальная школа – 2 1 _ – основная школа – 1 0 _ – средняя школа – – – – – об основном общем образовании – – – – – среднем общем образовании – – – – Количество учеников, оставленных на повторное обучение: Не получили аттестата: Окончили школу с аттестатом 9 особого образца: – в основной школе 1 1 0 – – средней школе 1 1 1 – Приведенная статистика показывает, что контингент обучающихся за последний год в сравнении с 2021 годом снизился на 11% Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в 2021 году в школе было 5. Результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 -2022 уч. году Класс ы Всег о обучся Из них успевают Кол % -во Окончили год Окончили год Не успевают Всего С % С отметкам и «5» отметкам и «4» и «5» Из них н/а % Кол % -во Кол % -во Переведен ы условно Кол- % во 2 30 29 96,6 6 6 20 5 16,6 7 1 3,33 1 3,3 3 0 0 3 26 23 88,4 6 12 46,1 5 1 3,84 3 11,5 3 0 0 3 11,5 3 4 31 31 100 17 54,8 4 5 16,1 2 0 0 0 0 0 0 Итого 87 83 95,4 35 40,2 2 11 12,6 4 4 4,5 1 1,1 4 3 3,44 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то нужно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», повысился на 5,78 процента (в 2021 был 34,44%), процент учащихся, окончивших на «5»,повысился на 3,7 процента (в 2021 – 8,94%). Вместе с этим , нужно отметить, что возросло количество неуспевающих на 1,17% Учителям начальных классов нужно взять это под строжайший контроль и принять все неоходимые меры по исправлению ситуации. 10 Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 -2022 уч. году Классы Всего обуч-ся Из них успевают Окончили год Окончили год Кол% во С отметками % «4» и «5» С отметками «5» Не успевают Всего % Колво Из них н/а Переведены условно % Колво % Кол-во % 5 23 21 91,3 8 34,78 1 4,34 2 8,7 0 0 2 8,7 6 26 26 100 7 26,92 0 0 0 0 0 0 0 0 7 28 27 96,42 5 17,85 0 0 1 3,57 1 3,57 0 0 8 27 27 100 3 11,11 0 0 0 0 0 0 0 0 9 18 17 96.55 2 10,34 0 3,44 1 5,55 0 0 1 5,55 20,49 1 0,81 4 3,27 1 0,81 16 Итого 122 118 96,72 25 2,46 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент обучающихся, окончивших на «4» и «5», увеличился на 5,34 % (в 2021 был 15,15%), процент обучающихся, окончивших на «5», увеличился и составил 0.82, т.е.немного увеличися (в 2021 – 0,76%). В 2022 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам испытания все получили «зачет» за итоговое собеседование. Осенью и весной в 2021 -2022 учебного года для учеников 5–8-х классов были проведены всероссийские проверочные работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год обучения. Обучающие в целом показали не вполне достаточные остаточные знания, хотя, часть справилась с предложенными работами и продемонстрировали неплохой уровень достижения учебных результатов. Анализ результатов по отдельным заданиям показал необходимость дополнительной работы. Руководителям школьных методических объединений было рекомендовано: спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы; организовать повторение по темам, проблемными для класса в целом; провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам учебного курса, которые вызвали наибольшие затруднения; организовать на уроках работу с текстовой информацией, что должно сформировать коммуникативную компетентность школьника: погружаясь в текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать ее в своей работе; совершенствовать навыки работы учеников со справочной литературой. Провести повторные диагностические работы в виде контрольной работы по типу ВПР. 11 Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися 10, 11 классов по показателю «успеваемость» в 2021 -2022 уч. году Классы Всего обуч-ся Не успевают Из них успевают Окончили год Окончили год Кол% во С отметками % «4» и «5» С отметками % «5» Всего Из них н/а Кол% Кол-во во Сменили Переведены форму условно обучения Кол- % Кол-во % % во 10 7 7 100 3 42,85 1 14,29 0 0 0 0 0 0 0 0 11 6 6 100 2 33,33 2 33,33 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 13 13 100 5 38,46 3 23,08 0 0 0 0 0 0 0 0 Результаты освоения учащимися программ среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 учебном году повысилась на 0,96 процента (в 2021 количество обучающихся, которые закончили полугодие на «4» и «5», было 37,5), процент учащихся, окончивших на «5», повысился на 16,83% (в 2021 г. было 6,25%). Итоговое сочинение (изложение) в 2022 году писали все обучающиеся 11класса и получили «зачет». В 2022году в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников была проведена определенная работа; -в системе проведена информационная и разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса: учителями, обучающимися, родителями(законными представителями) по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в ходе классных родительских и ученических собраний; - проведены педагогические советы и совещания при директоре по утверждению выбора обучающимися форм экзаменов, расписанию консультации, по допуску учащихся к итоговой аттестации; - проведен промежуточный контроль в 9,11 классах согласно плану внутришкольного контроля; - на методических совещаниях при завуче, на заседаниях ШМО учителей-предметников подробно изучены регламенты и методические рекомендации по подготовке и проведению ГИА ; - выстроено психолого-педагогическое сопровождение хода ГИА; - все изменения в нормативно-правовой базе по подготовке и проведению ГИА и ГВЭ изучались в положенные сроки и доводились до сведения родителей (законных представителей), учеников и учителей; - на особом контроле было ведение классного журнала, объективности выставления текущих и четвертных оценок; - учителями-предметниками были разработаны и выполнялись планы по устранению пробелов знаний обучающимися 9,11 классов. В 2022 году установлен был следующий порядок выдачи аттестатов за 11 класс. Соответствующий порядок утвержден во исполнение постановления Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. №256, которым были определены особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году (Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 113). Тем выпускникам, кто не планирует поступать в вуз, для получения аттестата нужно сдать ГВЭ по 12 русскому языку и математике на отметку не ниже удовлетворительной (3 балла). Выпускникам, планирующим поступать в вуз, для получения аттестата при сдаче ЕГЭ по русскому языку необходимо набрать количество баллов не ниже минимального. Анализ данных показывает: что количество обучающихся 9-х и 11-х классов, которые получили аттестат особого образца осталось на уровне 2021 года, В качестве предмета по выбору сдавали обществознание - 33,33 %, биологию – 66,66 % , историю – 33,33 % , химию – 66.66 %. Результаты сдачи ЕГЭ в 2022 году Предмет Сдавали всего Сколько обучающихся Сколько обучающихся Средний балл человек получили 100 баллов получили 90–98 баллов Русский язык 6 0 0 56,0 Математика 6 0 0 3,4 Физика 3 0 0 _ История 1 0 0 5 Биология 1 0 0 46 Литература 1 0 0 _ Химия 2 0 0 44 Обществознание 2 0 0 33 Информатика 1 0 0 Итого: 34 0 0 36,8 Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников за последние три года Учебный год _2019-2020 уч.год 2020 – 2021 уч. год 2021 – 2022 уч. год 2-я ступень Всего Число % Средний выпуск. аттест. балл 3 - я ступень Всего Число % выпуск. аттест. Средний балл 12 100 42,12 100 ОГЭ не 12 проводилось 3,0 9 9 100 54,1 100 3,0 6 100 36,8 26 26 100 28 28 18 18 6 Наличие выпускников, окончивших обучение с отличием за последние 3 года Год выпуска Количество выпускников Количество выпускников, окончивших 13 % от общества количества выпускников 2020 2021 2022 обучение с отличием 2 5,26 1 2,7 1 4,16 38 37 24 Творческие достижения обучающихся за последние 3 года Уровень год международный всероссийский региональный районный 2020 0 0 0 2021 0 0 0 2022 0 0 0 Итого 0 0 0 1 победитель, 2 призера 3 победителя 2 призера 3 победителя 2 призера 7 победителей 6 призеров Внеурочная деятельность (кружки ФГОС) Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и позволяет решить ряд важных задач: обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе; снижает учебную нагрузку обучающихся; улучшает условия для развития ребенка. В нашей школе разработана и внедрена смешанная модель внеурочной деятельности. Данную модель характеризует: содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарноэпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. При организации внеурочной деятельности используются программы, опубликованные в педагогических периодических изданиях, разработанные педагогами школы и принятые к реализации. 14 Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с. Виноградное Ф.И.О. № учителя 1 Вазагова И. И 2 Бугаева Т.В. 3 Кусраева Н. А. 4 Серенко Г. В. 5 Багаева З. Ю. 6 Валиева Н. Р. 7 Икаева Р. Ф. 8 Абукова И. М. 9 Алхасова Р. А. 10 Кочишвили К. В. 11 Вакансия должность и предмет ФГОС внеуроч.деят (доп. обр.) (кружок «Волшебная кисть») ФГОС внеурочная деят.(доп.обр.) Кружок «Оригами» «Шахматы»внеурочн.д. ФГОС «Шахматы»внеурочн.д. ФГОС ФГОС внеуроч.деят (кружок «Информатика») ФГОС внеуроч.деят (кружок «Информатика») ФГОС внеуроч.деят (кружок «Информатика») ФГОС внеурочная деят. ( кружок «Информатика») ФГОС внеурочная деят. (кружок «Информатика») ФГОС внеурочная деят. (кружок «Литературная гостиная» ФГОС внеурочная деят. (кружок «Литературная готиная» ФГОС внеурочная деят. (кружок «Краеведение») ФГОС внеурочная деят. ( кружок « Краеведение») Точка роста.Внеурочная деят. «Физика вокруг нас» Точка роста. Внеурочная деят. « Линия жизни» Точка роста.Внеурочная деят. « Вхимии все интересно» Точка роста. Дополнительная общеразвивающая деятельность естественнонаучной направленности. (кружок «Робототехника» Точка роста.Внеурочная деятельность «Программирование» Точка роста.Дополнительная общеразвивающая деятельность «В гармонии с природой» итого Классы Кол-во уч-ся в классах кол-во часов в неделю 1-а 17 1 3а 26 1 7-а 7-б 13 14 1 1 5-а 23 1 8а 14 1 8б 13 1 10 7 1 11 6 1 2б 15 1 2б 15 1 4б 15 1 4а 17 1 7 12 4 8 12 2 9 12 2 6 12 4 5 12 2 36 15 Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении не только урочную, но внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Занятия внеурочной деятельностью длятся по 40 минут и проводятся в кабинетах школы. Режим проведения внеурочной деятельности понедельник – пятница. Внеурочная деятельность в школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: кружки, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной программы обучения. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Анализ журналов внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о 100% посещаемости занятий. Из бесед с обучающимися можно сделать вывод, что занятия обучающимся нравятся. Реализация технологий проектной деятельности в МБОУ СОШ с.Виноградное Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса, а также важным компонентом во внеклассной работе по предмету в научно-ориентированно образовательной среде школы. Проектная деятельность включена в учебный план в 10 классе – «Индивидуальный проект». Переход на новые ФГОС в старшей школе ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении еѐ до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса ―Индивидуальный проект‖. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя Икаевой Р.Ф. в рамках одного учебного предмета, в учебно-исследовательской области деятельности. Реализация курса ― Индивидуальный проект ‖ осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по двум направлениям: Первое направление (через лекционные занятия) Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности. Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования Второе направление (через практические занятия) Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научноисследовательской деятельности. Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку. 16 Во время занятий были отработаны основные понятия УИР – цели, задачи, гипотеза, новизна, актуальность и др., изучены основные методы УИР, на практике составлялись анкеты, использовались «облачные технологии», открытие личных блогов учащихся. В конце года в ходе промежуточной аттестации проходила предзащита работ в виде презентации по теме проекта в присутствии Администрации. Большинство учащихся хорошо справились с поставленной задачей. Использовались интерактивные технологии, технология проблемного диалога и самооценки. Продукт проекта – оформленные презентации учащихся. В ходе проведения курса осуществлялся контроль в следующих формах: - Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач; - Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.) - Итоговый контроль: планируется в ходе НПК учащихся (защита научно-исследовательских проектов), выпуск сборника лучших работ учащихся (конец 2021-2022 уч.г.). В ходе проверки была проведена следующая работа: Проверка документации педагога. Посещение уроков. Просмотр «продуктов» проектной деятельности. Общие выводы и задачи на следующий учебный год: На протяжении последних 2-х лет наблюдается снижение качества обучения. Не последнюю роль в этом сыграло дистанционное обучение. Преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий. В основном поставленные задачи на 2021-2022 учебный год были выполнены. Учебные программы выполнены почти полностью в количественном плане, чего нельзя сказать в необходимом качественном плане. Работа учителей по формированию положительной мотивации учения школьников и использование учителями различных передовых технологий дали определенные результаты: повысилась мотивация учащихся на участие в различных внешкольных и внеклассных мероприятиях: конкурсах, например по русскому языку, написание стихов, сочинений и писем ветеранам, конкурсы чтецов по осетинскому языку, Нартиаде. Наряду с положительными результатами имеются и недостатки: 1. Низкое качество знаний учащихся среднего звена по сравнению с начальной школой. 2. Наблюдается тенденция к увеличению пропусков уроков без уважительной причины у отдельных обучающихся, особенно по субботам. 3. Недостаточно системной работы с сильными обучающимися по подготовке к районным олимпиадам, конкурсам. Задачи: повысить качество знаний учащихся в результате: - использования личностно ориентированных информационных технологий; - дифференциации и индивидуализации обучения на основе учета диагностических данных; - организации преподавания отдельных предметов на повышенном образовательном уровне (русский язык, математика) для более качественной сдачи ОГЭ и ЕГЭ - повышения эффективности проведения уроков; - использования инновационных технологий, нетрадиционных форм и методов при проведении уроков; 17 - повышения мотивации обучения школьников по отдельным предметам. - повышения профессионального мастерства (созданию условий, способствующих совершенствованию профессионального мастерства и удовлетворению образовательных потребностей сотрудников ОУ), используя возможности самого ОУ. Задачи на 2022-2023 учебный год учителей начальных классов. Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций; Произвести мониторинг методов, средств, приемов, технологий современного образования младших школьников; Продолжить работу по методическому сопровождению обучающихся с ОВЗ; Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений младших школьников, расширить количество участников школьного конкурса «Фестиваль проектов»; Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности обучающихся; Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах, конкурсах; Проводить работу по формированию творческой деятельности учащихся, как основополагающего фактора развития мыслительных и личностных способностей детей. Ожидаемые результаты: Рост качества знаний учащихся. Повышение методической и профессиональной компетентности учителей всех ступеней обучения. Создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций в процессе учебной и внеучебной деятельности. Расширение направлений проектной и исследовательской деятельности младших школьников. Адаптация в образовательном процессе обучающихся с ОВЗ. 7. Организация воспитательной работы Вся воспитательная деятельность в школе в 2021 – 2022 уч. году строилась на основе Устава школы, анализа предыдущей работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личного подхода к обучающимся с учѐтом актуальных задач, стоящих перед коллективом школы. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-орниентированной образовательной и воспитательной среды. Работа с учащимися была нацелена на формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры и трудолюбия, инициативности, самостоятельности, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Педагогический коллектив многие годы ищет пути гармонизации учебной и внеурочной деятельности школьников. Анализ воспитательной работы за истекший год показал, что педагогический коллектив старается грамотно и эффективно выполнять свои функциональные обязанности, целенаправленно ведет работу совместно с родителями и общественностью, что значительно повышает уровень культуры и дисциплины обучающихся . 18 В соответствии с планом в МБОУ СОШ с. Виноградное в 2021 -2022 учебном году осуществлялась целенаправленная работа по реализации задач конкретного этапа жизнедеятельности школы. Усилия администрации и педагогического коллектива школы были направлены на создание условий духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира, вопитании обучающихся, способных к творческому самовыражению, выработке активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении. Перед коллективом школы уже ряд лет ставятся следующие задачи воспитательной работы: 1.Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка. 2.Формирование активной гражданской и патриотической позиции. 3.Развитие сознательного отношения к труду. 4.Поддержание и укрепление школьных традиций. 5Привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранениюи приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей осетинского , турецкого и других народов. 6.Развитие школьного самоуправления, создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни. 7.Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе. Вся воспитательная работа педагогов нашей школы была направлена на решение поставленных задач и целей. Все педагоги стремились реализовать намеченные планы решать поставленные перед ними задачи. Приоритетными направлениями воспитательной работы являлись: а) патриотическое б) духовно-нравственное в) трудовое г) экологическое д) эстетическое ж) профилактика ДДТТ. 19 В течение учебного года школой продолжалась работа по участию в районных программах и конкурсах. Около30% учащихся нашей школы стали участниками различных районных конкурсов,смотров из которых 11 % стали победителями и призерами. На базе нашей детской организации прошло МО вожатых района.В ходе мероприятия учениками 4го класса (классный руководитель Багаева З. Ю.) , было проведено выступление ДТП. Дети рассказывали стихи,пели песни , отвечали на вопросы викторины по правилам дорожного движения. Основная цель данных мероприятий , а их было три в рамках МО, реализовались полностью. Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско- патриотических качеств школьников. Этому направлению с 2022года, по всей стране, стали уделять осбое внимание . Наша школа не стала исключением. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность. Ко Дню Победы Обучающиеся 7-х Классов приняли участие в автопробеге, несли Вахту памяти у памятника погибшим воинам, читали стихи перед участниками автопробега, ветеранами. Приняли участие в районном конкурсе чтецов где заняли первое место (Качмазова Анна). В школе проходил месячник по военно-патриотическому воспитанию школьников, направленный на формирование у подрастающего поколения любви к Родине, Отчему дому. В целях реализации поставленных задач по данному направлению, согласно плану воспитательной работы, в течение года в школе были проведены следующие традиционные мероприятия: 1. классные часы: «Чтим память Беслана» «Урок Победы» «День учителя» «День конституции» «День матери» «Новогодний карнавал» «День защитника Отчества» «Международный женский день — 8 марта» «Масленица» «День космонавтики» «День осетинской словесности» 2) общешкольные мероприятия: «День знаний» «День учителя» «161 годовщина со Дня рождения основоположника осетинской литературы К.Л.Хетагурова» «120 летний юбилей Васо Абаева» «Фестиваль народов Кавказа» «Единый урок ОБЖ» 20 «Есть такая профессия — Родину защищать» Урок Мужества «Живая память» «Урок цифры» «Гарант свободы человека и гражданина» «День космонавтики» Конкурс слоганов «Мы против наркотиков» «День Победы» «День защиты детей» С конца 2021-2022 учебного года, согласно требованиям, в нашей школе начались подготовительные мероприятия, конструктивные и организационные, по установке флагштока для торжественного поднятия государственного флага и испонения гимна РФ. По нравственно-эстетическому воспитанию в школе были проведены ряд мероприятий. Учащиеся 4 классов подготовили праздничное мероприятие на «День матери», а концерт для мам и бабушек «От всей души» был организован учениками других классов. Для лучшей половины были исполнены песни, стихи, частушки, инсценированы сценки. Одновременно с выступлением учащихся на экране проецировались слайды с семейными фотографиями виновниц торжества. В этот день звучали слова благодарности мамам и бабушкам. Классы были оформлены праздничными стенгазетами, фотографиями, почѐтных гостей после концерта пригласили за праздничный стол. Особую радость детям приносит празднование «Нового года». Нынешний Новый год не был исключением. В условиях пандемии наши классные руководители в классных кабинетах весело и дружно провели новогодний праздник. На 8 марта учащиеся подготовили общешкольный праздник для мам. Широко отмечалась «Масленица» Классными руководителями проводилась содержательная работа по безопасности жизнедеятельности обучающихся и пропаганде здорового образа жизни. По программе « Антинаркотики» проводилась акция «Мы против наркотиков», где учащиеся всех классов подготовили презентации и были отправлены на конкурс , где заняли 2 место (кл.рук. Кусраева Н.А.). Согласно планам во всех классах проводились тематические классные часы: «Курение или здоровье» (5 кл. Гогичаева Н.В.), «Мы за ЗОЖ» (Тадтаева Ж.А.), «Твоѐ здоровье в твоих руках». По результатам диагностики состояния сформированности духовно-нравственного воспитания ,был сделан вывод,что наиболее проблемным является эстетическое направление . С этой целью , мы решили в максимальном режиме , в течении 2022-2025 гг. оформить все рекреации учебных корпусов художественными картинами изображающими природные пейзажи. Считаем, что это поможет 21 сформировать в определенной степени у обучающихся чувство красоты и любви к природе. Часть работы в этом направлении нами уже проделана. По антитеррору велась работа классными руководителями по ранее составленному плану. Регулярно проводятся тренировочные эвакуации из здания школы с составлением соответствующих актов. В рамках работы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий классные руководители классные руководители приняли участие в акциях «Внимание дети!», провели встречи с инспекторами ГИБДД, на родительских собраниях были озвучены данные вопросы и приняты единогласные решения. Хочется отметить, что учащиеся нашей школы приобрели светоотражающие элементы. В отчѐтный период велась работа по правилам пользования средств связи в учебном заведении. Решить этот вопрос не просто, но педагоги приложили максимум усилий, чтобы учащиеся не отвлекались от своей основной задачи. Родители и учащиеся приняли участие в уже ставшем традиционным анкетировании по использованию телефонов в школе. Анализ деятельности классных руководителей показал, что их профессионализм и мастерство, в основном, на удовлетворительном уровне. Многие педагоги имеют многолетний опыт работы в роли классных руководителей, многие из них владеют целым набором форм и способов организации воспитательного процесса, некоторые имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку в планировании и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу в педагогической деятельности. Однако, некоторым классным руководителям необходимо совершенствовать свой методический уровень, чтобы добиваться больших результатов. Родительские собрания в классах проводятся в различных форматах — беседы, лекции, совместные с детьми собрания. В среднем и старшем звене это лекции для родителей по воспитанию детей, а на некоторые был приглашѐн директор. Классным руководителям было рекомендовано, в следующем учебном году, обратить внимание на более глубокую профориентационную работу с обучающимися. Анализируя работу классных руководителей, отмечая как положительные, так и отрицтельные результаты, Администрация школы пришла к выводу, что в 2022-2023 учебном году следует обратить внимание на следующие аспекты деятельности: 1. разнообразить формы проведения мероприятий и родительских собраний, которые помогут, посредством включения участников в дискуссию, обеспечить анализ проблем педагогического коллектива в поиске и нахождении компромисного решения; 2. привлекать родителей к участию в общественных и классных мероприятиях, к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних и работе с родителями, не исполняющими надлежащим образом родительские обязанности; 22 Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки русской и осетинской литературы, истории, обществознания, ОДКНР, внеурочную деятельность, внеклассные мероприятия, классные часы. В планы вошли мероприятия, способствующие развитию у обучающихся чувства отзывчивости, ответственности, умения уважать и соблюдать обычаи и традиции своего народа, своей республики, а также были направлены на профилактику терроризма и экстремизма Обучающиеся школы принимают посильное участие в жизнедеятельности ученического коллектива в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района. Спортивно-массовая работа в школе строилась на основании плана организации физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы на учебный год. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно-полезному труду. Интерес и привычка к занятиям физическими упражнениями в школе остается на всю жизнь. Человек должен быть сильным, здоровым, выносливым, особенно в наши дни. Физическая культура остается одним из главных направлений оздоровительной работы в школе. В школе организован спортивный баскетбольный кружок в составе 16 человек. Учащиеся с интересом и желанием посещают спортивные секции, активно участвуют в спортивных мероприятиях различного уровня. В прошедшем учебном году был проведен забег-кросс ко дню космонавтики, проводились соревнования по баскетболу, а в младших классах районные соревнования «Веселые старты». Обучающиеся школы,в основном пока старшие приняли участие в сдаче норм ГТО, где получили 2 бронзовых и 2 серебряных значка. Необходимо расширить количество участников по сдаче норм ГТО. Организация летней оздоровительной работы 2022 г № п\п 1 2 Форма организация Летний оздоровительный лагерь Трудовой лагерь на пришкольном участке и территории Охват детей Количество 50 116 % 20,32 47,15 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. 23 В нашей школе работа по профилактике безнадзорности и правонарушений ведется на уровне администрации, классных руководителей, психолога. В начале учебного года были актуализированы списки обучающихся из малообеспеченных семей и группы риска. 1. общая численность обучающихся на начало2021 -202 учебного года – 258 обучающихся, на конец - 246. 2. количество кружков по интересам и спортивных секций работает в школе -10 В них занимается около 85% обучающихся, из них на учѐте в ПДН — 0, на внутришкольном - 4 учащихся. Последней категории было уделено особое внимание, проводилась разноплановая работа. Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведѐтся контроль над посещаемостью занятий учащихся школы. С этой целью учителя предметники своевременно ставят в известность классных руководителей о пропусках уроков учениками, классные руководители же, в свою очередь, выясняют причину отсутствия у родителей. Основными формами профилактической работы классных руководителей с детьми являются классные часы, беседы, акции. Достижение положительных результатов возможно, когда задействованы все субъекты образования и воспитания: обучающиеся, педагоги и родители. В течение всего года проводилась работа с родителями: а) индивидуальные беседы классных руководителей с родителями совместно с директором; б) тематические родительские собрания; в) индивидуальные беседы совместно с инспектором ПДН. Цель этих мероприятий — повышение педагогической культуры родителей, выработке подходов семьи и школы к воспитанию детей. Но в этом вопросе мы часто сталкиваемся с отсутствием заинтересованности со стороны родителей. В школе в течение учебного года действовал Совет профилактики, в состав которого входили 9 человек. В ходе работы которого рассматривались вопросы по оптимизации воспитательнопрофилактической работы, предупреждения правонарушений несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни. Ведется контроль за получением образования несовершеннолетними: строгий учѐт пропущенных уроков, работа по ликвидации пропущенных уроков пропусков без уважительной причины. На заседании приглашались директор школы, классные руководители, психолог, инспектор ПДН. Сведения о правонарушениях обучающихся за последние 3 года: Год 2020 2021 2022 Количество обучающихся 268 258 246 Класс правонарушителя 0 0 0 24 Вид Принятое правонарушителя решение 0 0 0 Вывод: в своей работе мы должны и далее стремиться к использованию наиболее эффективных педагогических приемов: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы. Мы должны создавать побудительные условия для единственного безальтернативного выбора здорового образа жизни. В работе с детьми не должно быть места формализму, общий результат может быть достигнут тогда, когда мы достучимся до каждого ребенка и при необходимости заставим каждого родителя выполнять свои обязанности. Необходимо более качественно проводить классные часы, мероприятия, информационноразъяснительную работу, чтобы дети твѐрдо знали, к какому результату это может привести. Родителям необходимо четко объяснить, что все беседы и инструктажи мы проводим для того, чтобы повысить их грамотность, чтобы родители были более бдительны по отношению к своим детям. В новом учебном году необходимо продолжить более качественную работу в этом направлении, использовать более эффективные методы и приемы работы с родителями и учащимися: а) по профилактике правонарушений; б) по формированию ЗОЖ; в) по формированию интернет зависимости; г) по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Классным руководителям, педагогам, принимающим то или иное участие в воспитательном процессе, продолжать активную работу по становлению личности ребенка, проявлять инициативу и ответственность, вносить весомый вклад в развитие воспитательной системы школы. Исходя из анализа основных направлений работы школы, в 2022-2023 учебном году необходимо решить следующие задачи: 1. Создание эффективной системы духовно-нравственного, гражданско-правового, патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность ; 2. Формированием у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, обучения правилам безопасного поведения на дорогах; 3. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей и обучающихся; 4. Организация социально-значимой деятельности обучающихся 5. Повышение педагогической культуры родителей обучающихся . 6. Формирование мотивации к учению. 7. Воспитание обучающегося как личности с активной жизненной позицией стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению 8. организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся. 25 9. Способствовать профилактики у обучающихся вредных привычек посредством приобщения их к занятию физической культурой и спортом. 10. 8. Внутришкольный контроль Внутришкольный контроль в школе осуществлялся по различным направлениям: 1. Выполнение Закона РФ №273 «Об образовании» в части обязательного основного общего образования. 2. Реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов на всех ступенях образования. 3. Ведение школьной документации. 4. Контроль за качеством текущих и остаточных знаний. 5. Подготовка к государственной ( итоговой ) аттестации обучающихся 9-х и 11-го классов. 6. дифференцированная работа со слабыми и одаренными обучающимися. Внутришкольный контроль направлен на получение, переработку и анализ информации о результатах учебно-воспитательного процесса, ее оценки и на принятие на этой основе соответствующих управленческих решений. Основным объектом контроля является деятельность педагогов ОУ на соответствие законодательству РФ и нормативно - правовым актам, приказам по школе и решениям педагогического совета. Контроль осуществляется на основе посещения уроков с различными целями и их анализа, анкетирования учителей и обучающихся, проводимых контрольных срезов, проверки и изучения документации, наблюдения и т. д. По результатам контроля составляются аналитические справки, которые доводятся до сведения педагогов на педсоветах, на совещаниях при директоре, индивидуальных беседах и т.д.. Вывод. По итогам 2021=2022 уч. года школа оказалась в группе ШНОР, что никак не может устроить администрацию и педагогический коллектив. Нам необходимо в ближайшее время активизировать свою деятельность по исправлению ситуации. В первую очередь надо обратить внимание на повышение качества кадрового потенциала школы. 26